Калгин В.Н.
"Народные химеры". Журнал "Узамбарская фиалка" №1 2009г.
Если ваша фиалка неожиданно зацвела иначе, чем прежде, не торопитесь с ней расстаться: возможно, вы обладаете уникальным сокровищем.
«Народные химеры»
Фиалки нравятся нам по многим причинам. Они прекрасно с нами сосуществуют, постоянно цветут, за ними несложно ухаживать. Меня они привлекают еще и потому, что беспрестанно появляются новые сорта, селекционеры продолжают получать невиданные доселе оттенки и характеристики. Это так захватывающе — ждать, когда откроется цветок у последней новинки, которой раньше не видел! Конечно, большинство гибридов, которые мы сегодня выращиваем, создано длительным творческим трудом селекционеров. Однако есть такие, которые появились благодаря капризу природы. Бывает так: росла себе фиалка, цвела и цвела, но однажды вдруг цветок раскрылся и оказался другим, не соответствующим сорту. Это явление называется мутацией, а изменившееся растение — спортом от исходного сорта. Подобные подарки природа делает нам постоянно. Именно таким образом у природной фиалки, синей или фиолетовой, появились розовые и белые цветки, герл-листва и пестролистность. Эти и другие изменения произошли 50—60 лет назад, были замечены любителями сенполий, сохранены и улучшены селекционерами.
Но спорты продолжают появляться и сегодня, и каждый раз такое событие уникально. Вполне возможно, что ни у кого в мире такого растения больше нет. Поэтому, если фиалка изменилась, к ней нужно отнестись очень внимательно, выделить ей отдельное место и внимательно понаблюдать за ней. Конечно, не все спонтанные мутации интересны, велика вероятность появления спорта, который по своим признакам окажется хуже исходного сорта: двухцветная фиалка станет одноцветной или потеряет фэнтези. Такие варианты, конечно, интереса не представляют. Но иногда появляются поразительные новые свойства — например, совершенно кружевные цветки, необыкновенная кайма, уникальная окраска лепестков.
Особенно ценны мутации, приводящие к появлению новых химер, которых, кстати, среди сенполий совсем немного: всего около 440 — из 15 800 сортов, представленных в каталоге Американского общества любителей фиалок (AVSA).
Их так мало именно потому, что каждая из химер — подарок природы. Если удалось получить такой дар, то его нужно сохранить, размножить, показать на выставках. На химеры всегда есть спрос у тех, кто занимается фиалками всерьез.
Для многих из нас подобные сорта — явление достаточно новое. Ведь еще лет 5—7 назад даже некоторые опытные любители не подозревали о существовании таких поразительных фиалок. В них необычно многое — и тайна их происхождения, и способ размножения, и цветок с четкой полосой по центру каждого лепестка либо лист с необычным узором. В нашем журнале мы уже не раз говорили об этом типе растений со сложной генетикой. Сегодня речь пойдет о так называемых «народных» химерах.
Химера 'Yukako' дала несколько необычных спортов. Один из них - обратный к расцветке исходного сорта - по центру проходит синяя полоска, а края лепестков темно-зеленые. Вариант, представленный на фото, получил название '7 Ночь'.
Термин этот появился и прижился года три назад. Собственно, мое увлечение химерами началось именно тогда, весной 2005 года, когда на аукционе выставки Американского общества любителей фиалок (AVS А) мне удалось приобрести уникальную японскую химеру ‘Yukako’ — с синими цветками и яркой зеленой полоской на каждом лепестке. Фиалка поразила меня! На той выставке AVSA я узнал, что эту химеру получила и размножила японская любительница Сект Masahiro. Конечно, химеры были в моей коллекции и раньше, но мне казалось, что создание новых сортов — это дело селекционеров. Однако в случае с ‘Yukako’, этим уникальным шедевром природы, вполне могло произойти так, что госпожа Масахиро не уделила бы внимания необычному экземпляру, и фиалочный мир потерял бы эту удивительную красоту...
Именно тогда я пришел к решению, что нужно не только собирать интересные спорты фиалок, сохранять и размножать их, но и убедить всех любителей фиалок в необходимости этого. Уже года два назад на выставках в «Доме Фиалки» появилась обязательная номинация «Новые спорты». Хорошо известно, что опытные коллекционеры стараются избавиться от фиалки, которая вдруг стала цвести «неправильно». Сортовое растение можно продать или обменять, а фиалка, которая поменяла окраску цветков, обычно ценности для коллекционера не представляет. Так могут оказаться выброшенными и потерянными уникальные сенполии. Чтобы «простимулировать» движение за сбережение и размножение таких растений, победителям номинации «Новые спорты» в «Доме Фиалки» вручается денежная премия. Думаю, что за прошедшие два года отношение многих любителей фиалок к спортам изменилось. Теперь у нас на каждой выставке можно увидеть до десятка подобных фиалок, многие из которых можно назвать уникальными.
Мне часто задают вопрос, что же делать с интересным спортом. В том случае, если это не химера, его можно попытаться размножить обычным способом — укоренив листовой черенок. Лучше брать для этого лист из-под цветоноса: если получились интересные цветки, значит, мутация затронула и те листья, при которых выросли цветоносы. Скорее всего, детки, полученные от этих черенков, будут содержать клетки с новой наследственной информацией, и тем самым мутацию удастся закрепить.
Фото 1. Фиалка-химера, у которой на цветоносах после обработки пастой Keikigrow выросли пасынки. Одновременно на пеньке, образовавшемся после удаления верхушки, начинают появляться пасынки.
Фото 2. При размножении химер часто получаются фиалки с однотонными цветками. В потомстве химеры 'Наша Звезда' появился экземпляр с формой цветка, как у исходного сорта 'Golden Autumn', но розовой окраски.
Фото 3. При размножении листовой химеры 'Rob's Lucky Penny' на месте срезанной верхушки выросли как «правильные) листовые химеры, так и пасынки с обычными зелеными листьями.
Гораздо сложнее закрепить и размножить спорт с химерными признаками. Ведь при размножении листовыми черенками окраска цветка химеры потомству обычно не передается. То есть фиалки, полученные от листовых черенков химеры, цветут совсем иначе, чем она, без контрастной полосы по центру лепестка.
Химеры обычно размножают, отрезая у них верхушку. Для этого нужно сначала удалить один-два листа, освободив часть стволика в выбранном месте, где обычно расположены цветоносы, которые дают цветки с химерной окраской. Затем отверткой с заточенным концом (она, в отличие от ножа, не повреждает соседние листья) нужно надавить на стволик и осторожно отделить верхушку с таким расчетом, чтобы и у нее, и у оставшейся фиалки сохранилось достаточное количество листьев. Срезанную верхушку сажают для укоренения в горшок и ставят в прозрачную пластиковую тепличку с повышенной влажностью воздуха. Новые корни появятся примерно через месяц.
Старое растение без верхушки также рекомендуется поставить в пластиковую тепличку. На месте среза у него будут появляться пасынки. Когда у них образуется по 4 листа, их отделяют от материнского растения, рассаживают для укоренения в горшки и помещают в тепличку. Только часть из них, даже полученных от уже известных, сортовых химер, процветут правильно, с характерной полосой по центру лепестка. А со «случайными», но уникальными химерами дело может пойти и так, что ни один из пасынков не повторит окраску и рисунок цветков исходного растения... Тогда сохраняется вероятность, что укорененная верхушка растения продолжит цвести химерой, и со временем можно будет попытаться размножить ее еще раз. Но бывают и разочарования: при последующих цветениях укорененная верхушка дает обычные, нехимерные цветки. Это означает, что мутация затронула лишь небольшой слой клеток, а последующие лишились мутировавших клеток, и растение потеряло химерную окраску.
Чтобы сохранить уникальную химеру, в этом случае необходимо получить пасынки не только срезая верхушку растения, но и от цветоносов. Это тем более обязательно, когда интересная химерная мутация затрагивает не все цветоносы, а лишь один из них. О размножении фиалок цветоносами можно прочитать в журнале «Узамбарская фиалка» (статьи Л. Морозовой, № 3, 2005 и Л. Галицкой, № 1,2007). Однако следует иметь в виду, что для сохранения отделенных от растения цветоносов и получения из них пасынков, требуется и незаурядное мастерство, и продолжительное время. Можно упростить и ускорить процесс, если не отделять цветоносы от растения, а обработать их специальной пастой «Keikigrow» (о ней рассказывалось в статье Д. Иванова, №6, 2004). Через «Дом Фиалки» эту пасту уже получили десятки любителей химер. Когда пасынки на цветоносах подрастут, их отделяют, укореняют и доращивают до цветения, как и любые другие.
Из многих пасынков, полученных от спорта, часто удается получить несколько правильно цветущих химер. У них также нужно отрезать верхушку и получить третье поколение новой («народной») химеры. Когда одинаково цветущих растений наберется примерно десяток, фиалке можно дать имя. Желательно передать часть экземпляров кому-нибудь из знакомых, умеющих обращаться с химерами. Лучше, если уникальное растение будет жить у кого-то еще — меньше шансов безвозвратно потерять его, если оно вдруг заболеет.
Расскажу о нескольких «народных» химерах, которые появились за последние годы. Некоторое время назад у меня возникала листовая химера от сорта К. Морева ‘Синяя Вспышка’. После второй попытки размножения она обрела имя ‘7 Чудо’. Такие химеры во всем мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что ее появление — действительно настоящее чудо! И, тем не менее, недавно столь же невероятное событие произошло вновь: на весенней выставке в «Доме Фиалки» мы увидели листовую химеру — спорт от сорта Макуни ‘Платиновая Свадьба’. Получила ее Елена Лескова. Сейчас эту уникальную сенполию размножают.
Желтые сорта фиалок вообще встречаются редко, а уж химеры — тем более. От сорта ‘Momma’s Backhoe’ (Sorano) у меня получилась желтая с синим химера, которая была названа ‘7 Небо’. Но особенно интересная желтая химера получилась от сорта ‘Golden Autumn’ (Р. Sorano): сочетания желтого с розовым до этого видеть не доводилось. Подобных спортов было несколько, а закрепить и размножить удалось химеру, полученную Т. Блинкиной. Фиалке дали имя ‘Наша Звезда’.
Не часто можно встретить у химер яркие, чисто-красные цветки. Именно такая получилась у Л. Пак от ‘Decelles’ Flamingo’ (Y. Decelles), и ее назвали ‘Наше Красно Солнышко’.
Нередко возникают химеры, окраска которых уже встречалась у других сортов. На мой взгляд, их можно сохранить, дав им свое название. Ведь от имеющихся химерных сортов они могут отличаться оттенком, величиной цветка, махровостью или другими малозаметными деталями. Из сорта ‘Peace Maker’ у Л. Галицкой получилась химера, которую назвали ‘Наша Знакомая’. Окраска у нее не новая, но цветок махровый, очень красивый.
Если у вас фиалка вдруг расцвела по-другому, не торопитесь ее выбрасывать. Возможно, такого растения нет больше ни у кого на свете. Постарайтесь такую сенполию сохранить. Покажите ее на выставке. Если она понравится, получит признание у ценителей, то нужно ее размножить и дать ей новое имя. Таким образом, каждый любитель сенполий может стать селекционером, не проводя скрещиваний и не выращивая фиалки из семян.